Caitya-Purusha

Перейти к содержимому

Главное меню

22-24

Un coup de phare

22

Потребность в радости

Как возможно открыть что-либо в отчаянии или подобной безнадёжности после стольких веков борьбы и страданий?
Итак, Человек, абсолютно ли он разделён и бессилен?
Мы - растение, лишённое солнца, которое взращивало бы его цветы и его радость жизни - то, к чему оно стремится. И что сказал бы появившийся молодой росток, если бы ему были представлены как символ и идеал его жажды распятое дерево, расколотое и разорванное на части хищностью людей? или неопровержимая диаграмма молекул, частиц и клеток, которые его выращивают и превращают... во что? В следующее засохшее дерево? И если мы ему скажем: другие вырастут после него и после тебя, ad vitam aeternam, этот молодой росток будет успокоен?
Мы не нуждаемся в утешении! мы нуждаемся в том, чтобы жить и цвести! мы нуждаемся в радости.
Тогда все охранники Смерти, священники Науки или священники пресвятой Крепости скажут ему вместе с Электрой: «Не страдай сверх меры, мы все разделим ту же судьбу» .
Человек, следовательно, непоправимо слабоумен или непоправимо зомбирован "пониманием", которое может улучшить только его старую катастрофу и наполнить его Крепость несколькими техническими новинками и безделушками? И затем внимание! если вы хотите оттуда убежать, были жестокие Титаны и ницшеанцы до вас, и обломки.
Мы вполне лишены свободы нами самими в нашей маленькой мыслящей крепости.

V

Нет, мы не нуждаемся ни в супер-людях, ни в супер-богах, а в нечто ином, радикально:

«Не распятое,
а прославленное тело
спасет мир».


сказала Мать в 1957 году - "прославленное", то есть трансформированное: это дитя нашего собственного тела, не упавшее с Неба, а преобразованное или трансмутировавшее под нашей собственной кожей подобно гусенице, завернутой в свой железный кокон.
Мы собираемся вытянуть целую Землю из её кокона Лжи. Мы не собираемся ни умереть, ни уничтожить её, используя ненависть: мы собираемся трансформироваться. Крепость обрушивается, и тем лучше! нам грустно и гнусно - и тем лучше.

«Конец стадии эволюции, - говорил Шри Ауробиндо, - отмечен мощным рецидивом всего того, что должно выйти из Эволюции».

Хотим ли мы «выйти из Эволюции»? или двигаться в ней.
Собираемся ли мы найти нашу собственную Тайну, разгадать Загадку в нашем собственном теле, или превратиться в обломки, как окаменелости до нас?
Мы можем стать сотрудниками, сознающими нашу собственную Эволюцию, а не её отходами или потерями.
Мы нуждаемся в радости и в солнце и в пространстве, ради которых эти миллионы корней тянулись через столько веков и препятствий.

«Когда человек должен отказаться от того, что давало ему радость, я готов поклясться, что он не живёт больше; не более чем труп идёт с моими глазами».

Так говорил Вестник в "Антигоне".

23

Перелом

Что-то особенно сошло с рельсов в западном сознании - это был нулевой год, как если бы не было людей до этого печального рождения, как большой исторический перелом на нашем Континенте. Сократ, возможно, выпил первую цикуту нашего заблуждения. Была ещё улыбка на губах людей, были ещё нимфы в фонтане, священные танцы, и Дионис, сын Неба и Земли, Зевса и Деметры, всё ещё царил, люди ещё разговаривали с богами. Даже наши Трагедии пели - всегда звучало Пение. Что-то главное вдруг погасло, как внезапный провал в памяти. Но это Пение всегда нас преследует, как незалеченная рана в глубине людей. И этот "перелом" Века всё же вновь играет в каждом из нас, однажды, случайно, когда мы оказываемся перед нашим смертным "Ничто", и это ничто в конце концов наполняется чем-то в середине наших развалин, чем-то, что было там всегда и нам всегда улыбалось, как наше потерянное и обнаруженное Пение, как наша вечная Страна и одна секунда неба среди наших шагов, которые идут и проходят.
Но мы, разобщённые и сломленные люди, мы хотели бы прожить, наконец, то, что чувствовали в эту ослепительную секунду. Мы хотели бы, чтобы это небо стало правдой, стало всей жизнью. И радостью жизни. Не «труп, который идёт».
Нет, это не вопрос "философии", это вопрос жизни и смерти. Это не вопрос "религии" - религии это современное изобретение. Прежде просто сами люди искали и любили то, что открывалось в итоге. Теперь больше нечего искать, всё уже найдено для нас нашими непременными Церквями, которые пропагандируют наш разум своими догмами и крестят нас смертью, и нашей Наукой (но, по крайней мере, она искала что-то), которая навязывает нашим клеткам свои непременные законы и крестит нас в рентгеновских лучах. Мы рождаемся в полностью готовом мире. Нет больше загадки! Мы - «труп, который идёт». Что может измениться в этом заткнутом мире, за исключением правительств всё той же истории и рекламных объявлений всё той же глупости? Но наиболее жестокая из всей Лжи ложь наших Церквей, которые затемнили и исказили наш собственный поиск - Наука всё же следовала этому, пусть негативно, восставая против нашего религиозного абсурда, но не пытаясь увидеть то, что было глубже под этой коркой церковной Лжи, поэтому ни освобождая нас от неё, ни отвечая на наш человеческий вопрос: что может человек, что могут наши обычные люди, кроме как умереть с достоинством и мужеством.

24

Земля и Небо

В один из дней (или, скорее, ночь) молодой беглец из нашей Крепости, вовлечённый в этот Простор, который, казалось, всё содержит, встретил Шри Ауробиндо в том месте, где всё встречается и узнаёт себя, и он вдруг воззвал к Нему с криком, который был криком всех людей, этим самим криком, который раскалывает Стену:

«Века печали в сердце людей!»

Это было чувство глубокое-глубокое, как немая просьба для всех людей.
Шри Ауробиндо ничего не сказал. Он посмотрел на этого маленького человека в огромном и столь мощном Мире, как будто он мог расколоть все стены и навсегда вовлечь нас в свою вечность Любви. Но не такой Вечности он хотел для индивида, а чтобы ни одного беглеца больше, и достичь Победы во всём этом Несчастье.
Позже, после многих мучительных и бунтарских троп наш беглец, заключённый в общие страдания людей и в их Братство Нищеты, медленно дошёл до осознания старого корня, старого перелома нашего абсурдного Континента, блуждающего подобно кускам пород, оставленным бывшими ледниками. Именно Шри Ауробиндо сказал об этом просто, в простоте спокойной Правды:

«Человеческая жизнь разорвана, она не может соединить Землю и Небеса».

Тогда каждый из них остаётся на своей стороне, несчастный и печальный - печальное Небо не может обнять Землю, и печальная Земля не может уютно свернуться в руках Бесконечности. Это - абсурдное разделение. Церкви хорошо навредили (или принесли то добро, которое могли!), празднуя этот ужасный Развод, в котором они и были полностью заинтересованы, увы (и что бы они делали, если бы не было больше мертвых!), таким образом, они обожествили Смерть, вместо того, чтобы обожествить Жизнь, создав этим широкую и улыбающуюся жизнь без смерти.

«Наше человечество, - сказал Шри Ауробиндо, - место встречи сознания конечного с Бесконечностью, и становиться этой Бесконечностью всё больше и больше уже в этом физическом рождении - наша привилегия».

Была старая дорога у "язычников", и мы очень огорчены, что по ней не последовали.
Была порывистая мадам де Сталь, "неустранимая", которую изгнал Наполеон, та, что говорила с неожиданной  проницательностью:

«Язычники обожествили жизнь,
и христиане обожествили смерть».

Это было в 1805 году.
Семь или девять тысяч лет назад ведические Риши отказывались принять этот жестокий разлом:

«Он вошел в Землю и в небеса, как если бы они были одно».

И ещё:

«Он там в середине жилища,
Как жизнь и как дыхание
нашего существования,
Он - наше вечное дитя... »

И ещё более глубоко, прямо в самом основании нашей нищеты, которая является в то же самое время источником нашей собственной власти:

«Они нашли эту Истину:
Солнце, живущее
во Тьме».


V

Очевидно, что всё это творение может быть только просто ОДНИМ. Духовная интуиция об этом говорила всегда. Правда это Простота, всегда. Эйнштейн это понимал лучше, чем наши безраздельно невежественные Епископы и наши смертельные религии. Даже последние слова Гёте на его смертном одре в Веймаре говорят об этом: alles ist licht, «всё - свет». Так же Эдип в Колоне, проклятый Судьбой, который уходил своими ногами к «усеянной мраком земле мертвых»:

«О свет, невидимый моими глазами,
всё же когда-то давно ты был моим».

И Посланец смотрит, как Эдип исчезает вдали за «бронзовым порогом»:

«Вскоре...
мы заметим его, обращающегося СРАЗУ
в одной молитве к Земле
и к божественному Олимпу».

И Хор также смотрит на эти «равнины потёмок»:

«Эти двери, преодолённые прохожими без числа... »

и его пение заканчивается криком, который звучит криком всех наших веков:

«О божества ада!
о непобеждённое чудовище».

В конце этой длинной дороги Веков нам недоставало единственной вещи, которая изменила бы всё, последнего открытия, ключа к нашей Загадке: этого «Солнца, живущего во Тьме». Власти, чтобы измениться. Ведь если всё является ОДНИМ, смерть - это тоже Он, и наш человеческий замысел состоит в том, чтобы не только взбираться по голым верхушкам к Истине, но найти и другую половину вещей, под нашими ногами, то, что Шри Ауробиндо назвал «тёмной половиной Истины», и сорвать эту маску Его, чтобы завоевать Жизнь Божественную на земле.
Наши ученые с техническими и дьявольскими средствами своего детского ментала разбили Материю, чтобы найти только ужасающее ядерное солнце. Они не последовали по вечному Следу ОДНОГО, который медленно бредёт с нами, чтобы мы научились жить - и бредёт долго, чтобы мы в конце концов заметили то, что прямо здесь, под нашими  ногами, и увидели, сколько ударов и катастроф существуют для того, чтобы мы смогли расколоть наши собственные стены криком правды.
Веймар дворянина Гёте оказался в двадцати километрах от крематория Бухенвальда.
Всегда люди оказывались перед этим ужасным и великим Противоречием, этим Да - Нет, которое одновременно активизирует нашу жизнь и бросает ей вызов или её съедает.
Нам казалось недостаточным следовать за Следом ОДНОГО, без разрыва, и осознать это наконец:

«Всё это бесконечное становление - рождение Духа в формах...
Дух - первоначальная сила-субстанция; все другие составные части (Жизнь, Ум и выше) - варианты и производные из силы Духа, степени и модификации субстанции Духа. Материя также не является ничем иным, кроме как силой и ступенью Духа, Материя также - субстанция Вечного».

Это - первая Скала нашей Тайны. Это точка отсчета нашей Загадки.

«Колодец мёда,
скрытый Скалой»

говорит Веда.

«Твоё Блаженство, которое существует
абсолютно широко
абсолютно полно
и без ущерба».


И они просили:

«Наводни здесь Нектар
излей его и наполни нас
светом
до самой кожи».

Это - Нектар, скрытый в нашей материи, который «аннулирует смерть в смертных», это, наконец, открытая, мощная и живая Радость в теле. И сколько нескончаемых рождений нам было нужно, чтобы разбудить наше сомнамбулическое сознание, индивидуализировать его шаг за шагом, и болезненно, или ужасно, обрести немного сознательной сущности в человеческой материи - в старой трагедии, которая доходит до того, что испускает свой мощный крик... Тогда "борозда" меняется.

«Самый неумолимый закон Природы - всего лишь точный процесс, задуманный Господином Природы, которым она пользуется постоянно; Дух его создал и Дух может его превзойти, но вначале нам надо открыть двери нашей тюрьмы и научиться жить больше в Духе, чем в Природе».

Нашему современному человечеству предлагается Вызов, или ещё продолжится старая катастрофа.
Надо сделать дыру в нашей Крепости Невежества - "колоссального Невежества", говорил Шри Ауробиндо - вместо того, чтобы сделать дыру на нашем кладбище.
Надо прорваться раз и навсегда...

«Это стена смерти,
которая отделяет нас от Я более просторного»

Так пела Савитри, дочь Солнца, в поэме Шри Ауробиндо.
Тогда мы обнаружим «чудесную тропу», которая везде бежала с нами, под нашими ногами, и мы исполним пророчество древних Риши примерно девять тысяч лет тому назад:

«Человеческая дорога и божественная дорога
встречаются в одной
и обе завоёваны».

Тогда мы, возможно, услышим, наконец

«музыку, которая рождается в молчании Материи и которая заставляет лучиться голые пропасти Несказанного смыслом, который они хранили, но не могли выразить».

Мы обнаружим это Пение и этот Смысл и эту Власть, которые всегда брели с нами.

Так же, как Музыка, которая рождает миры, как и наши тела, Музыка в глубинах Материи, нашей материи, может заставить иначе вибрировать наши атомы, наши частицы, наши клетки, и вновь сложить наше тело согласно более просторной мелодии и в жизни, которая больше не является смертью стоя.
О Ты, которого я люблю, пусть всё станет Твоим пением!
Тогда наши деревья будут цвести в диком лесу, и это Семя вечной ауры, наконец, затронется Солнцем, которое было в начале времён.

«Когда земля простиралась наедине
со своим великим любимым небом».

V

Такова последняя человеческая революция.
Если мы хотим выжить.
Тело содержит ключ нашей загадки, и именно в теле, преображённом, прославленном, которое освободит свой мир, он может быть найден.
Так будет исполнена последняя просьба Рембо в его "Одном лете в Аду":

«Мне будет дозволено обладать
истиной в душе и теле».


И Чудовище будет побеждено.

20 февраля 1998 года

перевод Н. Антипова


Назад к содержимому | Назад к главному меню
Hosted by uCoz