Главное меню
брату с Запада
Я пишу здесь то, что я не прекращаю писать уже сорок лет, но у меня всё тот же крик в моём сердце, зовущем моих братьев с Запада, которые идут и приходят, не зная, ни откуда они приходят, ни куда они идут.
Пусть меня простят, если я повторяюсь, но хотелось бы, чтобы наша старая человеческая катастрофа не повторялась больше никогда.
И что мы можем сделать для этого?
Сатпрем, 20 февраля 1998 года
Сатпрем "Удар фары"
1
Удар фары
Я хотел бы сказать просто...
Тем, кто бегут, не зная
того, что очень старый человек может сказать
с любовью к своим братьям
и который смотрит за веками
на то, что бьётся в каждой секунде сейчас
как если бы всё было известно
в то время как теперь лишь остаток, который надо прожить
шаг за шагом.
Я побежал по этому бульвару
и по стольким другим бульварам жизни
и я хотел бы знать то, что я знаю теперь.
Но смог ли бы я это пережить тогда?
Надо жить действительно шаг за шагом, и в темноте,
но хотели бы,
хотели бы многие, чтобы эта Темнота была менее чёрной.
Иногда удар фары
Осветит целую жизнь, и эта секунда
наполнена каждым веком.
Я прочитал столько, и книги у меня выпали из рук,
и я стал молчаливым
и каждый человеческий век был там.
Я любил столько, и моё сердце успокоилось,
но моя Любовь остаётся передо мной,
и дальше, и более просторной
и никогда не успокоенной, пока остаётся ребёнок
который бежит не зная.
Я сумел бы сказать, что преследует того, кем я был,
и за чем я следую сейчас?
Я сумел бы бросить мой буй
для брата, который страдает и кто хотел бы знать
то, что преследует человека теперь,
так как вмещаются тысячелетия
в эту секунду, которая содержит все потерянные секунды,
как если бы всё было одинаково под столькими масками
и столько никогда не изживаемых страданий, которые бьются
и дают нам знак под гнётом их вопросов?
Тогда, просто, я хотел бы произнести то, что бьётся
под этими вопросами, в этой Темноте, которая упорствует в том, чтобы жить
в этой Любви, которая не знает и бежит всегда впереди
то, что бьётся всё же на этом нынешнем бульваре
столь подобном бульвару забытых веков.
Удар фары в старую Ночь.
V
Знаем ли мы сейчас об этом больше, чем во времена Сократа
или Королевы Нефертити?
И какая власть у нас
над нашей судьбой и над нашим миром?
V
Мы живем во всеобщем незнании
настоящих законов жизни.
Запад хотел нас убедить
в превосходстве его Науки
и Церквей.
Но сегодня мы живём
во лжи более безобразной, чем Гитлер,
у которого, по крайней мере, была очень узнаваемая голова,
теперь у Чудовища тысяча голов и тысяча ртов,
бесчисленная лицемерная и гипнотическая Ложь,
когда он открыто не жесток.
Варварства галоп*.
Где след нашего будущего
в этой безобразной географии?
Где наша человеческая власть
в этом заблуждении Века?
* Эти строки взяты из личного письма нашему другу Роберу Лаффону. Им заданы вопросы, которые определили последующие страницы.
2
Неизвестная география
Были более счастливые Века.
Но эти более счастливые Века умерли, тем не менее, и остались в руинах, и хорошо, что они сохранились ещё тайно в наших забытых закоулках. И мы идём в развалины за тем, что, возможно, ещё там, и живёт в любом из нас, как если бы это было вчера.
Есть неизвестная география, которая соединяет всё -
Почему же они умерли, эти старые пути, которые были более солнечными? и что живо ещё в нас, вопреки всем временным мыслям, которые мы можем нагромоздить поверх, и всем катехизисам и всем "чудесным" нынешним открытиям, которые не открывают ничего, а, наоборот, поглощают под грудой хлама простую вещь, которая была там… всегда. С нашего первого рождения в мире.
Наше столь короткое человеческое время очень просто содержит в себе символ всех Веков и всех утраченных дорог. Жизнь нарушается тем, что замыкается в себе: вот семьдесят лет, или пятьдесят, или неважно, и вот столько лет мы делаем своё дело, врача или учёного или водителя такси, или неважно, с его историями, маленькими историями, счастливыми или несчастными. Жизнь нарушается, но мы надеемся на то, что всегда впереди, дальше, в другом месте, и этого "в другом месте" никогда там не оказывается, или, возможно, оно всегда там, но неизвестное, в некоторой несказанной географии, никогда не проявленной. Жизнь используется не для того, чтобы найти "Путь туда", который остаётся не открытым. Тогда, не зная почему, мы получаем рак, или эту болезнь, ту болезнь. Но нет никакого рака! нет "болезни", которая является причиной того, что.... Есть Жизнь, которой этого достаточно, чтобы замкнуться в себе и которая схватывает рак или любой удачливый или несчастный пустяк, некоторый повод, чтобы выйти из своего старого Несчастья, как счастливые и солнечные Века использовали вторжение, римское или готическое, чтобы выйти из своего великолепного хоровода, который не был уже столь великолепен и не позволял найти эту "дорогу дальше", в другом месте, там впереди -
У нас есть примерно миллионы старческих лет во временной и абсолютно утрачивающей силу географии.
3
Семя
Были менее варварские Века.
Но Варварство сегодня скачет, вновь появившееся из некоторого забытого Континента, как если бы оно не прекращалось никогда, под той или иной маской. Но Жизнь страдает, в том числе и от собственного варварства: она всегда ищет, используя всё, свою прекрасную дорогу.
Маленькие игуаны были очень милы и кенгуру -
Можно сожалеть, что Эволюция не остановилась на птицах, но надо было действительно произвести этот нелепый вид с выпуклым черепом. Это -
Давайте будем, следовательно, немного наглыми. Это лучше, чем быть догматиками.
Она [Эволюция] всё собиралась завоевать этот двусмысленный и неопределённый вид, и, столь точная в себе самой, она была королевой созидания -
Каким будет наше ближайшее вторжение?
Оно уже повсюду, где это возможно.
Семя, семя в глубине этого чернозёма, которое произвело людей, как оно произвело ласточек или красных обезьян, которые выкрикивают в предыдущих лесах наши изобретения.
Как живёт маленькое семя, никогда никем не видимое, в ночи, в земле? и так оно ищет неутомимо, неумолимо, терпеливо свою дорогу, через все корни и насекомых, и огибает все камни, или их разбивает и обвивается, чтобы выбраться на большое Солнце и в радость, его неизбежную Цель. Оно пользуется даже своими препятствиями, чтобы становиться сильнее.
"Нечто" непобедимое внутри.
И мы? конкистадоры всех границ, изобретатели несомненной Географии с каждым её непременным градусом широты и долготы… в какой ночной чернозём поплывет наше Семя, и куда оно идёт?
И что, если бы оно собиралось обойтись без наших широт и взорвало корку нашей Географии?
Собираемся ли мы выбраться на большое Солнце? или же собираемся изготавливать маленькие изобретённые солнца, которые нас сожгут дотла… чтобы ещё раз искать le chemin joli?
4
Внезапное рождение
Когда семя выходит из своего старого ночного чернозёма, начинается долгая история.
Оно производит сорняки, садовые вьюнки, большие буки в белой коре, которые осыпаются рыжей осенью, целые смешанные джунгли, где суетится также целая фауна маленьких людей, вытащенных из того же чернозёма и из того же Семени. И, однако, есть несколько больших одиноких баньянов среди этих диких ростков с тысячей столь противоречивых и странных историй под теми широтами, которые снова поднимаются откуда-
Каждый -
Старые трудности, которые делают более сильными ростки, старые раны, которые делают более жаждущими растения, появившиеся здесь или там в этом суровом или более мягком климате -
Вами изучается столько вещей в школе, здесь или там, в этом племени, солидно вытащенном из этой скалы сюда и из этой страны. Это очень крепко и втянуто с первым порывом ветра материнского воздуха, и, однако, несколько диких и одиноких ростков неясно вспоминают о другом воздухе и о другой стране -
Так, как внезапное рождение среди тысячи рождений.
5
Сорняк
Много сорняков, и иные шаги довольно безумны.
Но странно тем не менее, когда в несколько диких наших джунглях и в нашей настоящей географии начинает открываться другой глаз в этом выпуклом черепе -
«Вот приходит время убийц»?
Тогда говорят, пытаясь "объяснить" это немного слишком внезапное рождение посреди наших длинных веков: они "ярки", или они "умнее". Их светимость более выдающаяся.
Или, ещё, на языке нашей искусной географии: они живут "впереди". Но откуда эта "передовая часть" вышла из нашего ночного чернозёма в середину этих миллионов смешанных корней? -
Иногда осмеливаемся говорить себе: нет "знания", только сознание: что-
Решительно наша география не стоит ничего.
А что, если бы эта "передовая часть" оказалась позади?
А что, если бы эта неожиданная секунда не была выношена так долго?
Если эта солнечная Улыбка не исходила бы из очень старой забытой нежности и это Солнце не было никогда в глубине наших ночных лет на прекрасной дороге, которая бежала с нами всегда?
Мы живем в Крепости Невежества, и иногда Это её прорывает -
6
Беглец
Иногда дитя человека убегает из Крепости.
Нужно настоящее чудо, чтобы оттуда выйти, потому что она крепка. Итак, "удар судьбы" (ох уж эти удары судьбы, всегда спрашиваем себя, откуда они выскакивают), который проделывает дыру для нас. Это как разом пересечь черные времена. Решительно, как может стойкий корень.
"Чудеса", которые прорубают дыру, немного ужасны.
Но от одного вида до другого всегда было чудо, которое походило на катастрофу -
Следовательно, ребёнок современного человека вышел из безобразной Крепости, такой же твёрдой, как две тысячи лет назад западного времени, и случайно (ох уж эти "случаи", откуда они происходят также?) он внезапно встретился в Верхнем Египте с совсем живым чудом, дрожа от холода, где, как ему показалось, он всё узнавал, ни о чём там не имея представления. Он не был египтологом, Богу известно! он был непонятно кто, у которого не было больше ни имени, ни страны -
Он хотел ощупать розовые стены, тронуть эти огромные опоры, которые уходили в бесконечность молчания, сесть на берегу Нила и слушать, слушать его гладкое течение, у которого не было голоса и которое прорастало все же тысячей неизвестных-
И затем, он обнаружил вдруг Это среди захоронений Фив: коридор в полутени, фреска, нарисованная на старой стене. Он был один. Он смотрел, смотрел долго, пораженным взглядом, как у человека, который попадает на другую планету. Взгляд, который углублялся далеко-
Тайна... которая хранила свою загадку, отбрасывая от неё живые лучи.
В этом всё заключалось, и малыш "я" теперь в этом не понимал ничего, если не считать того, что что-
V
Через некоторое время ребенок из старой непонятной Крепости снова появился в коридоре, он посмотрел на внешние линии, на рисунок, на эту нарисованную фреску -
Но он, никогда больше он не забыл бы ни этого кольца, ни этой секунды.
Он пошел на берег Нила и он слушал тысячу молчаливых голосов, которые ему говорили о длинной Истории, и на этот раз все держалось устойчиво! как тысяча разбитых кусков, которые складывались, тысяча нот старого пения, которые создавали мелодию... незаконченную.
Это было увлекательно, это было живым как большое Приключение.
И теперь он шёл в ночи и темноте вперёд, как если бы Ночь никогда не была ночью, и ближайший шаг в Темноте оборачивался чем-
7
Тайна
Странно... тропа перед ним, казалось, всегда шла назад.
Но это "прошлое" не было ни мёртвым, ни похороненным, напротив! был как будто лучащийся источник каждого настоящего момента, и не только лучащийся, а настойчивый, императивный, можно сказать -
И наш беглец старой Крепости очутился в Индии, как в трепещущем, звонком океане, прекрасном взрыве смеха, который бежал повсюду -
Этот маленький человек под кольцом большой Змеи, под Сейчас, которое шло вперёд или назад, никто не знает, но -
В другой раз молодой беглец наткнулся на слова, которые, казалось, говорили ему о том же, о чём фреска в Фивах шептала ему в полутени, но ведь, по правде говоря, слова -
«Старый и изношенный, он становится молодым снова и снова... »
Риг-
«Он становится молодым снова и снова». Кто же был в таком случае этот "он"? это он же, кто рос теперь под этим кольцом, кто хотел стать деревом и цветком и радугой снова и снова...
Загадка в глубине человека, как в глубине миллионов лет, и мы, возможно, находимся только в предыстории большой ещё не родившейся Истории.