Главное меню
8
Две памяти
Загадка существует всегда.
И когда мы верим, что поймали её в ловушку, именно нас самих мы захватываем, чтобы заключить в новую тюрьму. Этот беглец не хотел больше тюрьмы, никогда-
Этот Голос говорил ещё:
«Победим здесь уже
Помчимся в этой гонке
и в этом сражении на ста дорогах... »
Это волновало, это должно было быть пережито. Это было до Фив, и было ещё около семи тысяч лет, прежде чем железные двери нашей старой Крепости закроются вновь за нами... Он бежал по тысяче троп, безумных и не столь безумных для такого беглеца. Но всегда старая тень бежала с ним, как если бы всегда две дороги бежали одна по другой, или две памяти: очень старый след, неизвестный и, однако, всегда живой, как солнце Эхнатона, похороненного под песками, и другой, что заставлял его делать шаги по чёрной, тоже неизвестной, но смертельной корке. Постоянный Вызов: смотри! ты хочешь жизнь или ты хочешь смерть? Одна прекрасная дорога и другая. Эта "другая" -
Некоторые называют это "Судьбой".
Однажды на тропах Афганистана, в этих пейзажах, бесконечно печальных от присущей им голой необозримости, около крепости среди скал и охровой грязи, названной Ghazni, кишащей странной тёмной толпой, словно вытащенной из Средневековья, предыдущего по отношению к нашему Средневековью -
«Пусть другие путают
Это был Андре Мальро.
Внезапно случай не был больше случайным! он был смел и одинок -
V
И кто, следовательно, планирует?
Какой этот "он" теперь?
В то время, когда он был еще в старой Крепости, у этого жаждущего из побега была мать, морячка, плавающая, которая дорожила всеми ветрами; она много плавала в прошлом и она наблюдала за своими детьми, как кто-
Он сказал: «Но посмотри! у Мариетты уже есть любовник, и Виктор развёлся, чтобы убежать к нищей, и все-
-
Точка, это всё.
Но это была единственная вещь, о которой нельзя было говорить этому упрямцу -
Он предпочитал девственные тропы Афганистана (за исключением крепостей), и эту бесконечность, которая уходила в ещё большую бесконечность, тем не менее, в конце собираясь выйти в какую-
Тогда и сейчас наш беглец обнаруживал всё новое на каждом шагу своей волнующей тропы -
Это был большой Вызов, зовущее Приключение под всеми нашими приключениями, счастливыми или несчастными.
9
Сила в действии
Эта очень необыкновенная Индия... Этот загадочный Египет... И эти дикие следы, которые бегут в пески...
И "кто-
Никогда первое Семя этой удивительной Земли не казалось более живым, чем там, в Индии, как первое живое проявление. В Индии слово "семя" переводится как "звук" -
Это действует. Это -
Само Движение, которое в действии.
У нашего беглеца, ослеплённого, было впечатление попадания в эту огромную живую Тайну, как у антропоида, вытащенного из пещер или из какой-
Понимать -
Это, действительно, было увлекательнее, чем история китобойных судов Ньюфаундленда или открытие берегов Нового Света при Франциске I, это было через четыре тысячи лет после Эхнатона, и мы были еще под господством инквизиции и костров. Но мы не нашли ответ на нашу собственную загадку, мы были всегда в старой Крепости и в географии, которая сегодня взрывается под стремительным ростом нового кольца большой Змеи.
10
Судьба
Сегодня мы не идём за Смыслом, мы идём за словами, которые потеряли их смысл. Как музыка, которая словно потеряла свои ноты. И маленькие бессмысленные люди, которые не знают больше, откуда они приходят и куда они идут.
Наши шаги не раздаются ни на каком шоссе.
Но греки ещё до нас искали тропу, они рылись в Загадке, как и этот беглец, который хотел копать и копать в песках Египта, чтобы выкопать из них эту похороненную Память. У них не было ещё амнезии нулевого года. Они осознавали нечто бьющееся, дрожащее в глубине, и они задавали вопросы, почти с мрачным стремлением подтолкнуть трагизм своих жизней до наиболее гибельного для того, чтобы этим заставить проявиться его правду света -
Смерть -
«Потёмки, о моя ясность!»
восклицает Аякс, колосс, победитель Гектора, которого богиня Афина поразила сумасшествием, в то время как Текмесса, его нежная пленница, ухаживает за этим неистовым телом: «Он хочет знать, где он».
Странный крик.
И эти трагические персонажи обращались к богам и требовали, просили или бросали им вызов, так как это было время, когда Земля -
Эсхил, первый из больших трагических греков, смотрел и смотрел, так же, как наш беглец в коридорах Фив перед большой Змеей, и он качал головой, не разгадав Загадку до конца:
«Пути божественной мысли идут к своей цели чащами и густыми тенями, через которые никакой взгляд не смог бы проникнуть».
Тридцатью годами позже Софокл, великий Софокл, полный нежности и человеческой жалости под его трагическими масками, даст первое имя этому загадочному Следу:
«Судьба в действии».
Таким образом, первое слово приклеивается к нашему вопросу и собирается его омрачить или заморозить: Судьба, Ананке. Это не был больше молчаливый взгляд нашего антропоида, ослеплённого, выходящего из коридоров Фив: это был взгляд Понимания.
V
«Несчастье в действии... »
Такими были первые слова Антигоны на заре нового дня спустя столько других, что восходили со времён солнечных сыновей Долины Королей. Наша Крепость построится пятьюстами годами позже. Но большая тень уже нависла.
И Хор, повторяя свой медленный речитатив -
«Это ужасная власть, власть Судьбы.
Ни богатство, ни армии, ни заслоны,
ни черные корабли, что бьются с потоками,
не помогут от неё ускользнуть».
Но Антигона бунтует, она не подчинится приказам могущественного Креонта, тирана, который запретил предать земле её брата Полиника, и она хочет поддержать свою робкую сестру Исмену в её мятеже:
«Увы! какая авантюра!» восклицает Исмена.
И это -
Но никогда наш побег не был ни достаточно радикальным, ни всеобщим. Он -
И первый шаг считается... опасным. Мы сразу же сталкиваемся с первым старым вопросом: жизнь или смерть. Чтобы обнаружить, всегда, что смерть была лишь в наших стенах, а жизнь начинается с другой стороны -
Эта Греция, раньше бывшая солнечной -
«Ты рождена от смертного, Электра, подумай об этом.
Орест был смертен тоже.
Не томись поэтому чересчур:
мы все принадлежим той же судьбе».
Но это был уже вызов, это был человек в борьбе со своей Загадкой.
И Софокл, великий Софокл за три года до своей смерти (в 406 году до нашей эры) вложит эти слова в уста Филоктета, как призыв к людям, которые приходят, или повод к изменению:
«Ах! нищета! Наш отец
в своё время нас породил,
чтобы мы были рабами,
а не свободными людьми?»
Чудесная дорога бежала под нашей нищетой и нашими старыми смертями. Глубокое пение под старой Ночью. Забытая тропа. За семь тысяч лет до Софокла ведические певцы в долинах Гималаев смотрели на этих далёких людей и заставляли звучать что-
«О Ясновидцы Истины,
сотките неприкосновенную ткань,
СТАНЬТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СУЩЕСТВОМ,
создайте божественную расу,
заточите копья света,
проложите дорогу
к тому, что бессмертно».
11
Вызов
Когда мы смотрим на эту длинную Историю, кажется, действительно, что были два Времени и что мы вошли в глубокое заблуждение -
Это всегда Рай мертвых, чтобы упокоиться.
Пришедший до рождения нашего железного века Софокл -
Но Софокл -
«Что ж получается -
восклицает Эдип.
Это бессилие, мы попытались его восполнить чудесными машинами, которые всё собирались делать за нас, даже бежали по луне; но из-
И Софокл бросает Вызов, как если бы он хотел сорвать эту маску:
«Ни рыдания, ни просьбы не вырвут твоего отца у Недр Ада, куда все должны спуститься... »
холодно говорит Хор Электре.
«Ты убиваешь себя медленно, не умея больше освободиться от своих неприятностей».
Но эта "Судьба", откуда она пришла?
И, однако, каждый, каждый, сколь бы неотёсанный человек он ни был, чувствует, насколько неопределёнен он, оказавшись на тропе, которая бежит под его ногами и иногда вскрывается от неизвестного наркотика, от "случая", трепещущего тысячей маленьких дыханий, от встречи, которая кажется много раз встреченной, и от этого приходит улыбка.
Или огромность, которая может прийти тоже.
И снова всё закрывается каждодневными серыми шагами. И мы всё ещё не освобождены от наших неприятностей.
Земля не знает больше очень хорошо, «где она есть».
Софокл смотрит на Олимпийское Божественное, но это, возможно, другая сторона вещей, на которую стоит смотреть, это невозмутимые корни, которые прокладывают себе дорогу через ночь Земли и Века, и маленькие люди, которые сегодня появляются в старых джунглях.
12
Человек в действии
Дельфийский оракул предсказал судьбу Эдипа: он убьёт своего отца, он будет сочетаться браком со своей матерью. Будет "позорное пятно". Высокомерный и гордый, Эдип не принимает это, он хочет снять маску с этих безапелляционных суждений и этих пророков, которые ошибаются; он оставляет Коринф и пускается в путь...
«Я хочу знать Правду».
чтобы снова попасть в ту же Судьбу, от которой он уходил. Другие в нашем темном Веке тоже пытались действовать: Виллон ускользает от виселицы, чтобы ступить на другие тропы разбоя, исчезающие в песках. Рембо выходит из своего Ада, чтобы бежать за тысячу миль до Зондских островов и в Абиссинию, и всё же снова попасть во Францию, где ему ампутируют ногу и где он умрёт в госпитале de la Conception.
Он убегал до тех пор, пока он не смог больше идти. Но Судьба его догнала в другом аду.
Но не было ли более важным действовать?
Но не было ли более важным бросить вызов?
Пророчества, возможно, не обманывают нас, но какое это имеет значение!
Наши "новейшие" священники заменили Судьбу исповедальней: если вы не делаете много смертных грехов, вы пойдете на небо к хорошему Богу, нашему Отцу, в конце вашей разумной маленькой тропки и ваших семидесяти хорошо наполненных лет -
И Судьба улыбается за своей маской.
Но некоторый мятежный беглец доходит до того, что говорит, как Виллон:
«Я знаю обо всём, кроме того, что есть я сам!»
О! это я сам... этот человек, который называется мной. Не странно ли, что корень слова означает "маску", как в греческом театре?
V
Нет, Тайна не раскрывается ни в мыслях, ни на Олимпе, но в Материи, в фактах, под нашими ногами. И если голоса или шепоты, которые бегут с нами, обманывают -
Эта древняя земля, которая проращивает свои корни ночью, безумно ищет свое солнце, это -
Был великий математик среди всех этих "ты" и "я" в старых джунглях, который говорил:
«Природа -
Это был Эйнштейн.
Эта удивительная природа произвела любые виды сорняков, и менее сорных, и бесчисленные садовые вьюнки, которые обвиваются вокруг какого-
Никто не мог бы сказать, что это именно удар судьбы вырастил это большое дерево и эти маленькие смертные грехи вокруг. Но иногда "удар судьбы" может заставить нас разбить старый шёпот, и сама Судьба -
13
Карма
Было другое гигантское дерево среди нас, как в середине каждого тёмного века, оно разбежалось большими корнями, в Камбодже, в Лаосе, оно участвовало во многих сражениях, в Испании, в Лотарингии, это был человек, сопротивляющийся установленному порядку, как Антигона, как Виллон, как Рембо, или как Джордано Бруно на его костре -
«Превращать опыт в сознание настолько широко, насколько это возможно».
Он тоже видел эту маску на маленьком нынешнем человеке, и он слушал, как долгие века шумели за ним. Он много действовал и он знал, что его действие не останавливается с этой маленькой смертью, не более чем большое дерево умирает с тем хворостом, который падает с него. Нет, совсем не удар Судьбы заставил вдруг появиться этот крик и этот призыв -
Две тысячи лет, что это?
И маленькие не совсем рождённые люди, у которых было только несколько лет, чтобы ухватить краешек солнца, быстро оказывающиеся в тюрьме, и иногда (или часто) ничего не нашедшие? Ад или небеса в конце этих скудных жизней, это почти не было "опытом" превращения, это было «три маленьких круга и затем уходят», как в песне. Это было столь абсурдным и возмутительным, что должно было лопнуть однажды под стремительным натиском какого-
До этого Софокл, когда древняя тропа ещё поднималась к Долине Королей, и ещё дальше к древнейшему Зову, который пел в горных хребтах Гималаев и бежал столькими реками и улыбающимися и окрашенными толпами, не говорил о "Судьбе", и, однако, всё казалось предначертанным, всё имело смысл, чтобы идти к... но этот поток был раньше, и он ещё тёк бы, и в нём не было рас, никаких религий внутри, никакой стены, и это был поток всех людей к их Солнцу, что было всегда: это маленькое закончившееся время, которое им было дано, явилось плодом изначального корня, который родил бы другие более красивые плоды, и старые провалы сотворили бы более сознательные, более сильные ростки. Не говорили о "судьбе", говорили о Карме: действия и плоды действий, последствия, счастливые или несчастные из-
Позже мыслители назвали отвлечённым словом это древнее живое пение, которое само бежало под нашими ногами, этот призыв прошлого, который играл молчаливую музыку и тянул нас вперёд, дальше, снова, чтобы появиться вновь в большой никогда не заканчивающейся мелодии -
Они сказали: реинкарнация.
Действительно, мы рождаемся полностью сбитыми с толку, и что-
14
Человеческая революция
Огромное заблуждение.
Мы бежали в каждый из этих веков с их огорчениями, чтобы сделать «три маленьких круга и затем уйти» в рай, а чаще в ад.
Мы сделали столько революций, которые не революционизируют ничего. Собираемся ли мы сделать настоящую на этот раз? Революцию Человека.
Снова мы слышим брата Виллона, который сходит со своего пути, чтобы вновь стать разбойником и исчезнуть, не оставляя следа: «Я знаю всё, кроме того, что есть я сам!»
Но след нас преследует так же.
«Спасение и братство!» воскликнули братья молодой революции, и возможно, этот крик остается единственно выжившим из нашей святой национальной троицы -
Где тот путь?
Где следы нашего прошлого, индивидуального и коллективного, исчезнувшего в песках Абиссинии или Египта, и которое нас всё же преследует с несколькими криками Антигоны, услышанными нами, и которое разбудило или вновь открыло бы в нас тропу будущего? Этот беглец, который смотрел с изумлением на большую Змею Фив и на этих маленьких людей, идущих гуськом, на каждого под кольцом Кармы, которое уходило в бесконечность будущего, зиявшего вдруг подобно живой загадке, которая была им самим и больше чем им самим, и это «больше чем» привносило прекрасный динамизм... Пятьдесят лет спустя, или три тысячи, этот динамизм в нас ещё распространяется, и мы оказываемся перед Тайной, которая никогда не обнаруживала себя до конца.
Был большой Революционер, Ясновидец и Возлюбленный земли, которого звали Шри Ауробиндо, и который говорил:
«Сама природа нашего человечества предполагает, что души были созданы с различным прошлым и вследствие этого у них должно быть различное будущее».
Он продолжал:
«Платон и готтентоты [готтентоты это мы], привилегированный сын святых или ведических риши, и закоренелый преступник, который родился и жил всю свою жизнь в зловонной продажности большого современного города, имели бы одинаково сотворённое делами и взглядами этой одной-
Такой парадокс сразу оскорбляет и душу и разум, и нравственное сознание и духовную интуицию.»
Спрашиваем себя -
«Наш отец, выходит, ты нас породил рабами, а не свободными людьми?»
Нам остаётся сделать самую большую из всех наших революций: человеческую революцию.