Главное меню
15
Материя
Наш первый след с очевидностью пролегает в Материи.
Но, чтобы обнаружить это, надо освободиться от множества масок, поскольку то, что всегда было самым близким для нас, наиболее заметным, буквально исчезло под приливами и приливами и эпохами. Когда мы достигаем точки нуля и пустоты, наступающей после смерти всего того, что было в нашей жизни, вдруг становится слышным странное пение, которое появляется, как если бы испокон веков это пение носило все наши жизни и все наши страдания, и эта Пустота наполняется никогда не ведомой нам Полнотой, как океаном, который устремляется в дыру. Только что была смерть, и внезапно это же -
У молодого беглеца в этой жизни была мать-
Долго ребенок этой большой Беглянки оставался слушать хрустальное эхо её детского голоса, и он узнавал то, что ему казалось всегда известным.
Несколькими годами позже она вернулась увидеть своего ребёнка, но это было совсем по-
Она вернулась на обычную дорогу людей, со своим забвением, своими огорчениями и этим старым пением, которое бежит под шаги, на длинную дорогу к нашей человеческой Цели. Даже столь наполненная, со множеством препятствий к её девяноста годам и кучей детей, эта жизнь выполнила только один тип опыта, и как бы она составила полное и цветущее дерево, достаточно мощную и достаточно просторную человеческую реализацию, чтобы продвигаться к нашей человеческой революции и трансформации Материи тела?
Когда же мы будем жить без Бегства, не нуждаясь в том, чтобы убегать? в этом Просторе в сознательном теле и без забвения? В Материи без масок и без стен и в жизни без смерти.
V
Без сомнения, нужно, чтобы человеческий опыт был достаточно всеохватывающим и достаточно долгим, и довольно мощным, чтобы обрушить эти нереальные стены и изменить этот доисторический остов.
Мы находимся в моменте, когда это возможно, и справедливо, потому что эта уникальная жизнь становится столь безумной в своей бессмысленной Крепости.
Эта Материя, откуда мы выходим, чем она является? эта эволюция, откуда мы болезненно появляемся, как некоторый искусный шимпанзе? Для шимпанзе, менее искусного, но уже убежавшего от своего будущего потомства, есть другая вещь, которая дрожит, которая притягивает и указывает его Север без компаса.
«Материя, эта среда всей нашей эволюции, на первый взгляд бессознательная и неодушевлённая,-
Тогда открывается прекрасный горизонт. Подобно тому безымянному волнению, которое охватило молодого беглеца в подземельях Фив, смотрящего на развитие большой Змеи и всех этих маленьких людей, замороженных в бесконечности, настигающая потребность роста влечёт маленького нынешнего человека на тропы Афганистана, на тысячу бессмысленных троп, которые были всё же разумны для маленького предыдущего человека и ещё раньше, и, возможно, сотворены неким Духом ещё более далёким, что лежит в основе этих лет и этих стен...
«Настоящая причина перевоплощения -
«Так, хлебное зерно, обнаруженное в подземелье, пускает ростки, как говорят, даже после трёх тысяч лет сухого сна».
И Шри Ауробиндо добавляет в "Жизни Божественной":
«Каждая ступень космической манифестации, каждый тип формы, способной укрывать имманентный дух, становится благодаря перевоплощению инструментом индивидуальной души, чтобы проявлять всё более и более скрытое сознание, существующее в ней -
Победа над Материей...
Нам далеко до этой "тотальности", но наш столь материалистический, настоящий этап угрожает разрушить саму Материю, которая его держит. Мы -
16
Эдем
Когда жизнь замыкается в себе, чья бы она ни была -
Тот-
«Жив я или мёртв, я существую всегда!»
И, однако, наша старая Нищета также призывает что-
«Есть средства достичь физического бессмертия и умирать только по нашему выбору, а не по принуждению Природы», говорит Шри Ауробиндо. «Но кто захотел бы носить одно и то же пальто в течение веков или быть заточенным в узком и неизменном жилище на долгую вечность?»
Сама эта структура должна измениться, как утратившее силу наследство старой эволюции окаменелостей. Наше временное "пальто". Сама Материя должна трансформироваться, как она трансформировалась из медузы в позвоночное. И это не закончено. Бессмертное призывает смертное.
И всё же есть секунды, которые содержат всю освежающую вечность и всё бессмертие -
Мы говорим вечное "да -
«Небеса над нами велики и полны чудес, но ещё больше и чудеснее небеса, которые в тебе. Именно этот Эдем ждёт божественного труженика».
Так говорил Величайший среди наших божественных поэтов, Шри Ауробиндо.
Мы -
И, тем не менее, мы в поисках этого "Эдема", вопреки всему, или благодаря этой старой Нищете.
17
Бессилие
За неимением Эдема мы бросаемся в тысячу удовольствий и развлечений, которые заканчиваются сразу после их использования -
Большие Беглецы наших долгих веков не могут задерживать свой взгляд на маленьком индивиде и его жалкой истории, они хотели бы «знать правду», как Эдип, осуждённый Судьбой; скорее они созерцают другой конец вещей с горестным вопросом. И мы еще слышим пение Антигоны:
«Снова приходят беды, которые я вижу
под крышей Лабдакидов,
как всегда, мёртвые восстают
на живых, и нет того, чтобы кто-
когда-
освободил детей... »
Это было большое провозглашённое и признанное Бессилие, за четыре века до того, как железные двери нашей Крепости вновь закроют нас. Но двумя веками раньше, до Софокла, когда едва пробуждалась солнечная Греция, Будда тоже видел эти старые неприятности, которые поражают людей, и в своём огромном сострадании, в своём молчаливом созерцании он увидел только дверь к выходу, высший Побег в Нирвану, отмену свыше -
Заслуга нашей Крепости без солнца, возможно, в том, что она должна была создать столь безобразный мир, столь удушающий, что нам необходимо найти ключ от загадки или погибнуть на самом деле.
V
Мы не вошли, возможно, ещё довольно глубоко в эти «небеса, которые в нас». Мы не нашли Эдем здесь -
За семь тысяч лет до нашей больной эры странные певцы Вед заставляли звучать свои раковины в долинах Гималаев, и их гимны ещё дрожат в глубинах нашего нынешнего сердца, как потерянная память, как очень живая загадка, которая бросила бы лучи и голос правды, непонятный и всё же понятый некоторым пророком в глубине нас, который бежит по рискованным тропам в поисках того, что он уже содержит под своей кожей человека.
И действительно, как удар гонга там раздается, как сам ответ на вопрос Антигоны (и нас всех):
«Освободи твоего отца,
твоего отца, который становится твоим сыном
и направляет тебя».
18
Наше неизлечимое варварство
Освободи твоего отца...
Другая вещь отсутствует в нас, центральное Сознание, и эта дыра -
Но для растения в ночной земле нет пустоты! оно интенсивно и неотразимо стремится к своему солнцу, о котором оно даже не знает, но оно знает, что солнце там, миллионом пор своего стремительного роста, оно знает, что это -
И отец становится своим собственным сыном на великом солнце дня:
«Прекрасный Ребёнок в недрах, его зовут сын тела... »
так пели эти удивительные ведические Риши задолго до нашего западного рождения, но наше солнце, кажется, похоронено в нас.
Но это растёт, и это растёт вопреки нам и вопреки всему -
«Ты несёшь нас, как океан, который несёт волну».
Такой же прекрасный динамизм вдруг зиял перед глазами -
Собираемся ли мы остаться лишёнными свободы по нашему собственному желанию или погружаемся с гигантским Развитием этого прекрасного Ребёнка в наши собственные недра?
Этот Ребёнок долго шёл, в течение жизней и жизней, полезных или безрезультатных, не для того, чтобы исчезнуть в посмертном Раю, он трудился столько, чтобы достичь Результата даже здесь.
Мы "материалисты", и тем лучше, но мы недостаточно являемся таковыми! мы рассмотрели эту Материю только с инструментами нашей мысли, как рыба рассматривала свой мир со своими рыбьими инструментами и точно видела свой мир, такой, какой он есть для неё -
По мере того как этот Ребёнок растёт в нас, сначала толкаясь в тысячи сторон глубоко внутри, он ощупывает много вещей вокруг, не имея слов, чтобы об этом говорить, он чувствует много существ вокруг, как если бы это было сделано из той же и напрямую видимой сущности теми же средствами, как он, как язык без слов, или звук, который затронул бы те же ноты -
Решительно, были прекрасные "недра" там.
Но в том же «я -
Он говорил:
«По мере того, как мы прогрессируем и как мы пробуждаемся, осознавая душу в нас и в вещах, мы понимаем, что сознание есть также в растении, в металле, в атоме, в электричестве, во всем том, что принадлежит физической Природе; мы обнаруживаем также, что оно во всех отношениях не является сознанием более низшим или более ограниченным, чем ментальное; напротив, во многих формах, называемых «неодушевлёнными», сознание интенсивнее, более быстрое, более острое, хотя и менее развёрнутое по направлению к поверхности».
Именно на этой поверхности мы живём и мы думаем, что всё знаем с нашим умственным инструментом, мы даже сделали географии безукоризненными и держим палец на атомах ужасающей Материи.
Но...
«Это несознание Материи, -
И другой удар гонга раздается здесь:
«В каждой частице, КАЖДОМ АТОМЕ, каждой молекуле, каждой клетке Материи живёт и работает, оставаясь неизвестным, всё всезнание Вечного и всё всемогущество Бесконечности».
Тогда всё понятно!
Это всезнание наших клеток, наших атомов, то, что "замыслило" наши шаги и бросает нас на эти изнурительные тропы в поисках того, что есть за ними. И понятно также: это всемогущество наших клеток, наших атомов -
Тогда где же место Бессилию?
Мы все на тяжелейшем пути, и всё более и более настоятельном, опасном, к нашему Будущему свободному человеку, к этому «сыну тела», «прекрасному Ребенку в недрах»: это человеческая революция. Солнечное появление нашего первого Семени.
И ещё раз мы повторяем это необычайное "предвидение" Шри Ауробиндо:
«Каждая ступень космической манифестации, каждый тип формы, способной укрывать имманентный дух, становится благодаря перевоплощению инструментом индивидуальной души, чтобы проявлять все более и более своё скрытое сознание; каждая жизнь через всё большее раскрытие сознания, которое находится в ней, становится ЭТАПОМ ПОБЕДЫ НАД МАТЕРИЕЙ, до тех пор, пока, в конечном итоге, Материя сама не станет инструментом тотальной манифестации Духа».
В 1913 году, когда этот большой одинокий баньян смотрел на детей более человеческого будущего, он говорил:
«Машины необходимы
в современном человечестве
по причине нашего неизлечимого варварства».
19
Наше близкое чудо
Неизлечимо ли это?
Этот старый мир нашел средство излечиваться от больших неприятностей и многих устаревших форм. Старая Земля всегда находила средство.
Эта "ужасающая" Материя, которую надо ещё взбивать, чтобы извлекать сомнамбулическое сознание, которое в ней и которое могло бы всё изменить... Мы не были достаточно взбиты, чтобы понять, наконец, нашу собственную тайну. Будет ли нужен ещё какой-
Мы живем в ужасной иллюзии искажённого сознания, которая нас съедает -
«Мы введены в заблуждение господством Материи».
Но эта Материя даже больше не является тем, чем она была раньше, грубой и пористой! мы ее догматизировали, ужесточили, покрыли смертными и медицинскими грехами -
«Наши тела фатально гипнотизированы менталом и извращены ложным использованием».
Это -
Возможно, нам надо сменить кожу и дышать другим воздухом или другим сознанием.
Мы, "завоеватели" всех границ, "конкистадоры" всех открытий, мы не заметили простой вещи: наша Граница -
«Каждый закон -
Близкое чудо нас ожидает.
Но надо этого захотеть.
В конце концов, Материя, возможно, не "ужасающа", не шумна, не смертельна, она чудесна.
Но надо этого захотеть и сменить кожу вовремя.
«Я хочу знать правду», сказал Эдип.
V
Со свойственным ей юмором Мать говорила:
«Смерть -
20
Парадокс
Парадоксально, когда сторона этой Крепости обрушивается, мы становимся всё менее и менее человеком и всё более и более человеком: мы вовлечены в огромного Человека, который является всем горем людей в единственном сердце, всей жаждой людей в единственном крике, всем миром под одной кожей. Тогда понимается физически и абсолютно великое Сострадание Будды, понимается большой Мятеж, который назревает в глубине этого Несчастья и который пролил столько крови, и даже нашей, на таком количестве алтарей и напрасных костров -
Это -
Так же, как Иллюзия и Реальность, связанные вместе.
Это -
Ни мятеж, ни сон Бога, ни побег нас не вылечат до тех пор, пока вся Крепость не будет сломана и не закончится рабство людей, освобождённых на великом Просторе и в божественном теле.
«Встань и сражайся»
говорит Бхагават-
21
Анти-
Мы можем.
«Пробудись и яви волю!»
говорила Мать в 1963 году, в момент убийства Кеннеди.
«Давайте победим здесь уже –
давайте победим в этой гонке
и в этом сражении на ста дорогах... »
говорит Риг-
Действительно, мы прибыли в анти-
Мы вошли в железные двери нашей Крепости.
Наша Наука хотела бы нас заставить поверить, что мы -
Результат не слишком замечателен: страна людей стала страной убийц и "больших" лидеров мира, разодетых и фотогеничных, демократических и гуманных, первых террористов, поставщиков бомб и других изобретательных телегидов, которые бросаются в нас с рекламы здесь и там -
Если Мать сказала бы этим изобретательным гномам: Пробудись и яви волю! они охотно сделали бы Титанов и суперфинансистов в большой Товарной бирже смерти. И если смерть обернётся немного слишком злой, они смогут пойти на другие луны продолжать свои подвиги и порождать маленьких улучшенных варваров.
Сердце людей очень больно .
V
Но с другой стороны, заблуждение наших Церквей не меньше.
Во времена счастливых "язычников", за 442 года до нашей тёмной болезни, Аттика ещё дрожала от великого пения Антигоны:
«Много чудес в этом мире,
но он не более велик, чем человек».
Затем нулевой год: несчастный человек распятый.
Распятый, кем?
Через триста двадцать пять лет после смерти их нового бога мы видим как "317 непогрешимых епископов", в пышных нарядах, отправляются в Никею, чтобы провозглашать догмы и желания этого несчастного человека среди людей: «Он -
Грехи кого?
И единственная дорога, чтобы идти к Богу и чтобы спасти нашу душу от смерти -
Но Смерть царит везде, и старый "Грех" миллионов лет произвёл людей, задыхающихся в Крепости и приговорённых к смертной казни навсегда.
Это есть окончательное и вещее анти-
В году 325 наша Церковь запечатала Смерть и судьбу людей.
Они догматизировали Бога и разделили его бесконечность на маленькие частички не связанных между собою людей, как другие догматизировали Материю в частицах фатальных и несознательных атомов.
Мы рождены из миллионов лет материи, бессознательной и грешной, и мы оставляем наши старые смертные и бессознательные кости, чтобы убегать в Рай священников после семидесяти лет единственной и короткой противоречивой, но вполне передающейся по наследству жизни.
Дороги завалены во все стороны, мы рождаемся в чудовищном мире.
В пятом веке новой эры алтарь Элевзиса был превращен в христианское кладбище. Сердце людей тяжело и разорвано.